<font color="#0066ff" face="arial, helvetica, sans-serif">Предупреждаем нарушение у детей</font>
<font color="#0066ff" face="arial, helvetica, sans-serif">слоговой структуры слова </font>
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом. Однако, его не стоит оставлять без внимания. Необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать
и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов
родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
Как определить, если такое нарушение у ребёнка? Вот основные его признаки:
1. Нарушение количества слогов (моток- молоток; тарава-трава)
2. Нарушение последовательности слогов в слове (деворе-дерево; гебемот-бегемот)
3. Искажение структуры отдельного слога( капута-капуста; лимонт-лимон)
4. Уподобление одного слога другому (пипитан-капитан)
5. Застревание на одном слоге в слове ( пананама-панама)
6. Соединение частей двух слов (холодильница- холодильник и хлебница)
Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
Помочь ребенку в преодолении трудностей можно работая в следующих направлениях:
- Работа над ритмом и темпом
Отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
Игры:
"Веселые инструменты", "Барабанщик" Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
«Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
"Прохлопай слово по слогам", "Протопай слово".
- Развитие ориентировки в пространстве и времени.
Формирование у ребёнка представлений о временах года, частях суток, понятия "раньше - позже", "начало, середина, конец", "перед, за, после", "первый, последний", "слева, справа". Можно использовать настольные театры, фигурки животных, машинки. Задания типа: "Правой рукой дотронься до левого уха" и т.д.
- Развитие двигательной сферы (координация речи с общей и мелкой моторикой)
1. Пальчиковые гимнастики
«Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками -ногами).
«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)
2. Графические упражнения.
«Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»
3. Артикуляционная гимнастика
4. Проговаривание небольших стихотворений, песенок в сочетании с движениями (хлопки, шаги, имитация движений персонажей и т.д.)
- Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.
«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
«Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)
- Игры направленные на формирование чувства рифмы.
«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)
«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком дома,
в гостях, по дороге в детский сад, в транспорте.
Желаем успехов!
Информация подготовлена учителем-дефектологом первой квалификационной категории Середа З.Л.