Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Формирование слоговой структуры слова

Дата: 9 февраля 2015 в 11:47, Обновлено 2 апреля 2020 в 12:59
Автор: Середа З. Л.

<font color="#0066ff" face="arial, helvetica, sans-serif">Предупреждаем нарушение у детей</font>

<font color="#0066ff" face="arial, helvetica, sans-serif">слоговой структуры слова </font>

   

 В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом. Однако, его не стоит оставлять без внимания. Необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать
                       и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов 
                       родного языка и подготавливает 
к дальнейшему развитию речи. 

Как определить, если такое нарушение у ребёнка? Вот основные его признаки:

1. Нарушение количества слогов (моток- молоток; тарава-трава)

2. Нарушение последовательности слогов в слове (деворе-дерево; гебемот-бегемот)

3. Искажение структуры отдельного слога( капута-капуста; лимонт-лимон)

4. Уподобление одного слога другому (пипитан-капитан)

5. Застревание на одном слоге в слове (  пананама-панама)

6. Соединение частей двух слов (холодильница- холодильник и хлебница)

 Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

    Помочь ребенку в преодолении трудностей можно работая в следующих направлениях:

  • Работа над ритмом и темпом
    Отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона. 
    Игры:
    "Веселые инструменты", "Барабанщик" Берется музыкальный инструмент и задает     ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
    «Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
    "Прохлопай слово по слогам", "Протопай слово".
  • Развитие ориентировки в пространстве и времени.
    Формирование у ребёнка представлений о временах года, частях суток, понятия "раньше - позже", "начало, середина, конец", "перед, за, после", "первый, последний", "слева, справа". Можно использовать настольные театры, фигурки животных, машинки. Задания типа: "Правой рукой дотронься до левого уха" и т.д.
  • Развитие двигательной сферы (координация речи с общей и мелкой моторикой)  
     1. Пальчиковые гимнастики

    «Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками -ногами).
    «Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

    2. Графические упражнения.
    «Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

    3. Артикуляционная гимнастика
    4. Проговаривание небольших стихотворений, песенок в сочетании с движениями (хлопки, шаги, имитация движений персонажей и т.д.)  

     
  • Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.
    «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
    «Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)

     
  • Игры направленные на формирование чувства рифмы.
    «Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)
    «Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома,
в  гостях, по дороге в детский сад, в транспорте.
Желаем успехов!

Информация подготовлена учителем-дефектологом первой квалификационной категории Середа З.Л.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.